понедельник, 1 декабря 2014 г.

9 КЛАСС. ПРАВОВЕДЕНИЕ. УРОК № 8. Права и свободы человека

Тема: Права и свободы человека
Цель: ознакомить учащихся с основными понятиями по теме урока; раскрыть особую роль прав и свобод человека во взаимоотношениях человека и государства, значение защиты прав человека и гражданина; побуждать учащихся к активному мышлению; развивать умение
учащихся аргументированно отстаивать собственную точку зрения, работать в группе; воспитывать активную политическую позицию школьников; разъяснять ценность достояний демократии в Украине.
Оборудование и материалы:
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Украины; плакаты, посвященные защите прав человека.
Базовые понятия и термины: права человека, международные стандарты прав человека.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. История развития прав человека.
2. Основные документы о правах человека.
3. Международные организации по защите прав человека.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Самостоятельная работа учащихся
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный этап
Проверка домашнего задания:
а) учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: Конституция, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть;
б) учащиеся зачитывают сообщения о Государственном Гербе Украины, Государственном Флаге Украины, Государственном Гимне Украины(4—5 учащихся, по желанию).
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Игра-имитация «Жизнь в новом государстве»
 Учитель обращается к группе учащихся, находящейся в «аквариуме»: «Представьте, что вы со своими друзьями совершили путешествие на необитаемый остров и решили создать там новое государство. Составьте перечень из трех прав, которые, по вашему мнению, должны
быть гарантированы в этом государстве». (Во время игры участники из внешнего круга должны постепенно заменять участников внутреннего круга — это будет способствовать оживлению дискуссии.)
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
1. История развития прав человека
Путь человечества к современному пониманию прав человека был продолжительным. В давние времена поведение людей регулировалось обычаем. С развитием человеческого общества и образованием государства регулировать поведение людей стали правовые нормы. Тем не менее люди были не равны между собой. Правовые нормы предоставляли одной части
общества больший объем прав, другой — меньший или не предоставляли никаких прав вообще. Например, какие права мог иметь раб, которого считали вещью, принадлежащей хозяину?
С дальнейшим развитием общества, особенно во времена великих революций ХVII—XVIII вв., распространилась идея о том, что все люди свободны и равноправны от рождения. Борьба за независимость английских колоний в Северной Америке закрепила стремление людей быть равными и свободными в Декларации независимости 1776 г.: «Все люди созданы равными, все они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Великая Французская революция проходила под лозунгом: «Свобода! Равенство! Братство!». В принятой Декларации прав человека и гражданина провозглашалось, что люди рождаются свободными и равными в правах. Свободу понимали как возможность «делать все, что не причиняет вреда другим».
В мировом сообществе распространялась идея о том, что каждому человеку с рождения принадлежит ряд естественных прав, и никакие предписания и законы не могут лишить человека этих прав.
Естественные права — это основополагающие права, которые принадлежат человеку от рождения, а не вследствие предоставления ему их государством.
Положение человека в государстве характеризуется его правовым статусом, который предусматривает определенные права, свободы и обязанности.
Права человека — это защищенная и гарантированная государством возможность что-то делать и осуществлять.
Вопрос соблюдения прав и свобод человека актуален во всех странах мира, и в Украине в том числе.
2. Основные документы о правах человека
После свержения фашизма государства, победившие во Второй мировой войне, с целью укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами создали в 1945 году Организацию Объединенных Наций (ООН). Через три года, 10 декабря 1948 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла один из важнейших документов в истории человечества — Всеобщую декларацию прав человека. Всеобщая декларация прав человека Этот документ состоит из преамбулы и 30 статей. Принципиальной его основой является равенство правового статуса людей. Все люди, сказано в ст. 1 Декларации, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Всеобщая декларация прав человека определила гражданские,
политические, социальные, экономические и культурные права, принадлежащие каждому человеку.
Гражданские (личные) права — это право на жизнь, свободу, физическую неприкосновенность, выбор местожительства и др.
Политические права — это права на участие в управлении государством. Среди них можно назвать: право принимать участие в управлении своей страной непосредственно, а также через свободно избранных представителей; право иметь равный доступ к государственной службе в своей стране и др.
Экономические права — связаны с собственностью, возможностью свободной деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Среди них можно назвать право быть владельцем имущества, право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, и др.
Социальные права — в основном касаются наемного труда. Например:право на труд, на свободный выбор профессии, на благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на справедливую
оплату труда и др.
Культурные права — связаны с возможностью свободного доступа человека к духовным и материальным ценностям, созданных человечеством. Среди них — право принимать участие в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, развивать научный прогресс и пользоваться его благами и др.
Закрепляя права человека в различных сферах его жизни, Декларация провозглашает, что естественные права человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иныхубеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Любое ограничение прав и свобод возможно только на основании закона, принятого с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Кроме прав и свобод, Декларация закрепляет положение о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, каждый должен поступать в отношении друг друга в духе братства.
В дальнейшем были приняты другие документы, посвященные правам человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах с Факультативным Протоколом к нему (этот документ установил возможность обращаться с жалобами о нарушении прав в Комитет по делам человека при ООН). Все эти документы вместе составляют Хартию прав человека, или Международный билль о правах человека. Международное право также защищает интересы и права детей. Во Всеобщей декларации прав человека обращается внимание на необходимость
особой защиты прав ребенка.
Особые права ребенка — это «права роста», предопределенные его физической, умственной и духовной незрелостью. Ребенку намного сложнее отстоять свои права, и взрослые должны помочь ему в этом. Одной из международных организаций по защите прав и интересов ребенка является Детский фонд ООН (Женева). Украина стала членом Детского фонда ООН в 1985 году. Конвенция о правах ребенка
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка — документ, имеющий обязательный характер для подписавших его государств. В этом документе провозглашено уважительное отношение к любому ребенку, необходимость создания всех условий для его образования, воспитания, развития. Особо подчеркивается необходимость принятия всех возможных мер для обеспечения того, чтобы дети, не
достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных
действиях. Конвенция о правах ребенка базируется на новом понимании положения детей в обществе не как будущих взрослых, а как равноправных участников общественной жизни. В этом документе заложен также важный принцип: ребенок имеет право знать свои права.
Согласно ст. 1 Конвенции, ребенком считается каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Каждый ребенок, независимо от расы, пола, языка, религии, национальности, имущественного положения, состояния здоровья, имеет равные со всеми другими детьми права на жизнь, имя, приобретение гражданства, на заботу со стороны его родителей. Дети
должны быть свободными в выборе религии и друзей до тех пор, пока это не причиняет вред правам и свободам других детей.
Перечень прав ребенка, провозглашенных Конвенцией, охватывает гражданские, социальные, политические и культурные права. В документе не указаны экономические права, поскольку признано, что ребенок должен учиться, а не работать. В нем указаны права для детей-инвалидов, а также для общественно неприспособленных детей.
3. Международные организации по защите прав человека
Международные организации уделяют большое внимание именно защите прав личности. Одна из таких организаций — ООН. Членами ООН являются почти все государства мира, а одной из основных целей ее деятельности, согласно Уставу, является «утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности».
Существуют также международные механизмы защиты прав человека, они создаются по взаимному соглашению нескольких государств, оформленному международным договором, и действуют в рамках этого договора.
Граждане Украины могут обратиться в Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по свободе ассоциаций Международной организации труда и пр.
В 1998 году начал действовать Европейский суд по правам человека, куда может обратиться с жалобой на свое государство любой человек, считающий, что его гражданские и политические права нарушены и при этом исчерпаны все «внутренние» средства защиты, в том числе обращение в вышестоящие судебные инстанции. Полномочия Европейского суда определены Европейской конвенцией, его решения являются обязательными для всех государств, присоединившихся к указанной Конвенции. Наше государство признает стандарты международного права. Принципы и нормы Хартии прав человека, положения других международных соглашений о правах человека, к которым присоединилась Украина, воплощены в Конституции Украины (Раздел ІІ «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»).
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Учитель предлагает продолжить игру-имитацию «Жизнь в новом государстве», используя полученные на уроке знания: составить новый перечень прав и обсудить его в группах. (Рекомендуется создавать небольшие группы из 3—5 учащихся.) Учащиеся самостоятельно обобщают знания, полученные на уроке и в процессе игры-имитации.
V. Самостоятельная работа учащихся
1. Выполните упражнение «Права человека» (см. Приложение 1).
2. Определите, нарушены ли права человека в приведенных ниже ситуациях (если нарушены, то какие именно):  Мария, 16-летняя ученица, решила во время каникул поработать
и обратилась с просьбой о трудоустройстве к директору почты, зная о наличии свободного места почтальона. Директор ей отказал. Олегу было отказано в приеме документов в 10-й класс из-за его национальности и принадлежности семьи к одной из сект.
VI. Подведение итогов урока
1. Оценивание самостоятельной работы учащихся.
2. Учитель, подводя итоги урока, акцентирует внимание на принципах, на которых базируется правовой статус человека и гражданина, отмечает основные группы прав и свобод человека и гражданина.
VII. Домашнее задание
1. Дайте определение понятиям: естественные права человека; права человека.
2. Напишите сочинение-эссе на тему: «Чем ребенок отличается от взрослого человека в своих правах?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий