Яркой, хотя и своеобразной была украинской барочная культура, время расцвета которой пришлось на конец XVI - первую половину XVIII вв. Как и европейское, украинского барокко характеризовалось сочетанием светских мотивов и религиозных образов, сложных метафор, аллегоризма и метафоричности, стремилось поразить воображение зрителя, читателя, слушателя, прибегая к пышным красочным формам. Одновременно в нем просматривается мировоззренческий пессимизм и метафизическая тревога. В Украине эта внутренняя двойственность барочного мироощущения связана также с историческими факторами - освободительной войной 1648-1654 гг за независимость, пафосом этой войны и победы.
Украинское барокко XVII в часто называют "казацким", поскольку в культуре мощно связались казацкий дух, казацкий характер, казацкие вкусы. Кроме того, немало шедевров архитектуры и живописи были сделаны на заказ казацкой старшине.
Героями литературных и живописных произведений становились уже не монахи, а политические и культурные деятели - гетманы, казацкие вожди, братья, герои походов, меценаты. Казацками в то время были такие жанры искусства, как исторические песни и думы, казацкие летописи, плачи и панегирики.
Героями литературных и живописных произведений становились уже не монахи, а политические и культурные деятели - гетманы, казацкие вожди, братья, герои походов, меценаты. Казацками в то время были такие жанры искусства, как исторические песни и думы, казацкие летописи, плачи и панегирики.
Ведущим жанром в музыке стал хоровой, так называемый партесный (хоральный) концерт. Создателями барочной церковной музыки были А Ведель, М Березовский, М Дилецкий, Д Бортнянский - композиторы, слава которых вышла за пределы Родины. С их именами связано развитие симфонической музыки - концертов, кантат, ораторий
Стиль барокко в Европе был преимущественно дворянским, а в Украине он имел демократическую ориентацию, сказалась присущие украинскому барокко любовь к украшениям, декоративности, влечение к праздничности, поэтичности. Во всех сферах жизни это отразилось на оформлении украинской книги XVII-XVIII вв, декоративная пышность которой не имеет аналогов ни в Европе, ни в России. Каждая страница лаврского старопечатной книги имела изысканное кружево печатного шрифта, орнамента и гравюр Например, титул киевского \"Псалтири\" 1728 г, выполненного А Козачковским, и титул почаевского \"Служебника\" 1744 г, сделанного Ф Гоч Эмским Центром граверство стал Киев, где работали выдающиеся граверы Л Тарасевич, И Щирский, И Мигура, И Стрельбицкийький, І. Мигура, І. Стрельбицький.
В восточной Украины особое место принадлежит иконостасу Спасо-Преображенской церкви в Великих Сорочинцах Полтавской области: в нем больше сотни икон, а росписи поражают экспрессией движения, энергичными ракурсами, внутренней напряженностью. Резные пышные иконостасы на несколько этажей - Софийского и Николаевского монастырей - тоже жемчужины изобразительного искусства.
В барочной архитектуре воплощены высокие художественные достижения эпохи. Вспомним прежде деревянные церкви, представленные различными школами - волынской, галицкой, буковинской, закарпатской, Приднепровской и др. Достопримечательностями казацкого барокко стали каменные церкви - архитекторов привлекали декоративные возможности стиля, единство сооружения с окружающей средой.
Определенные стилевые изменения связаны с именем русского архитектора И. Шеделя .По заказу Киево-Печерской лавры он построил Большую Лаврскую колокольню - самую высокую в пределах России (96,5 м), кроме того, использовал принципы ордерной архитектуры. Другие барочные сооружения и Шеделя - колокольни Софийского собора и Михайловского монастыря. Настоящими жемчужинами искусства является Андреевская церковь (архитектор В Растрелли) Покровская церковь в Киеве (архитектор И Григорович-Барский), собор Святого Юра во Львове (архитектор В Меретине).
Значительным достижением казачества стало создание первой высшей школы и выдающегося культурно-образовательного центра в Украине - Киево-Могилянской академии. Созданная в 1632 г в результате объединения школ Киево-Печерской лавры с Киевской братской школой, она сначала называлась Киево-Могилянской коллегией (Могилянской в честь своего протектора П. Могилы) В 1701 г она получила титул и права академии. В ней учились дети казацкой старшины, шляхты, духовенства и зажиточных мещан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий