пятница, 21 ноября 2014 г.

9 КЛАСС. ПРАВОВЕДЕНИЕ. УРОК № 2. Тема: Жизнь по правилам

Цель: познакомить учащихся с правилами общественной жизни, с признаками правовой нормы; сформировать понимание необходимости соблюдения законов и правил; воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию.

Оборудование и материалы: рисунки и фотографии, иллюстрирующие некоторые
правила жизни людей в обществе (правила этикета, дорожного движения, семейные, школьные и т. д.).
Базовые понятия и термины: правило, общество, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы.
Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. Правила общественной жизни.
2. Социальные нормы.
3. Группы социальных норм.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Самостоятельная работа учащихся
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание

Ход урока
І. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему, задачи урока и ожидаемые результаты.
 Проверка домашнего задания:
а) Учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: закон, право.
б) Вызванные учителем учащиеся зачитывают найденные в газетах, журналах, Интернете публикации или другие материалы правового характера. После этого 3—4 учащихся зачитывают из тетради раскрытое дома содержание высказывания «Закон суров, но он закон». Учащиеся делают выводы относительно необходимости знания законов.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
 Вопросы для повторения и обсуждения
1. Что такое правила? Почему их нужно соблюдать?
2. Какими должны быть правила?
3. Почему люди нарушают правила?
III. Изучение нового материала
 Рассказ учителя
1. Правила общественной жизни
Важнейшие отношения в жизни человека регулируются правилами, записанными в законах. Люди должны уважать и выполнять законы, ведь они защищают людей, их права, поддерживают порядок в государстве. Каждый человек в своей деятельности осознанно или неосознанно руководствуется определенными правилами, то есть образцами надлежащего
поведения. Эти правила отличаются как по содержанию (регулируют отношения людей в разных сферах общественной жизни — бытовые, семейные, относительно собственности, осуществления политической власти и т. д.), так и по способу возникновения (могут устанавливаться разными организациями граждан, органами государства или складываться исторически, в процессе развития человечества).

2. Социальные нормы
Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами («норма» в переводе с греческого языка означает «правило»).По предмету регулирования все нормы делятся на социальные нормы,регулирующие отношения между людьми, их объединениями, и технические нормы, регулирующие отношения между человеком и природой или техникой.
Действие социальных норм обеспечивает порядок в обществе. Для того, чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, придерживаться элементарных запретов. Создание соответствующих правил поведения («не убей», «не укради») является сознательной волевой деятельностью людей. Без регулирования
отношений человечество было бы обречено на исчезновение. Именно поэтому реализация социальных норм, то есть внедрение их в жизнь, обеспечивается прежде всего сознанием людей. В той же ситуации, когда сам человек не осознает необходимости действовать правомерно, выполнять соответствующие правила поведения, его заставляют это делать те организации и социальные группы, интересы которых эти правила отражают.
3. Социальные нормы делятся на следующие группы:
Нормы морали — правила, составленные согласно представлениям людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и т. д., то есть согласно моральным представлениям. Нормы морали предлагают идеал поведения человека, а выполнение их обеспечивается совестью человека и давлением общественного мнения. Моральные нормы играют важную роль в жизни обще-
ства, они охватывают широкий спектр отношений: семейные от-
ношения, поведение в общественном транспорте и т. д.
Обычаи (традиции, обряды, ритуалы, деловые обычаи) — правила,
сложившиеся исторически, в результате их многоразового использования людьми. Люди, следуя обычаям, поступают определенным образом по привычке, не рассуждая, хорош или плох тот или иной вариант поведения.
Далее учитель приводит примеры обычаев (уважать взрослых, относиться с особым уважением к пожилым людям, собираться всей семьей вечером за столом для того, чтобы вместе поужинать, и т. д.)
Корпоративные нормы (нормы организаций) — правила поведения, устанавливаемые организациями или сложившиеся в организациях и распространяющиеся на их членов. Корпоративные нормы регулируют отношения внутри определенной организации,
порядок ее деятельности, взаимоотношения лиц, входящих в ее состав. Они могут быть зафиксированы в уставах, положениях, решениях этих организаций.
Нормы права — правила поведения, устанавливаемые и охраняемые
государством. О нормах права более подробно учащиеся узнают на следующем уроке.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Что такое правила и как они возникают?
2. Кто устанавливает правила?
3. Какие нормы оценивают поступки людей по принципам добра и зла?
4. Какие обычаи вам известны?
5. Какими (социальными или техническими) являются следующие нормы:
 Перед употреблением пищи нужно мыть руки.
 Ездить по тротуарам на автомобиле запрещено.
 Кассир в магазине обязан выдать покупателю чек.
Почему вы так считаете?

V. Самостоятельная работа учащихся
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разработать пять правил поведения на уроках, объясняет, что эти правила должны быть понятными по смыслу, реальными для выполнения, не противоречить друг другу, быть известными людям, которые обязаны их соблюдать, предусматривать методы воздействия на человека, нарушающего их. После разработки правил
учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Можно ли назвать разработанные вами правила поведения на уроках социальными нормами?
 Каким образом можно контролировать их соблюдение?
 Готовы ли вы выполнять эти правила? Почему?
VI. Подведение итогов урока
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что выполнение правил делает общение людей более гуманным и комфортным. Каждый человек, стоящий перед выбором — соблюдать правила или нет, прежде всего должен подумать, к каким последствиям может привести их нарушение и какой в этом случае будет его личная ответственность.
VII. Домашнее задание
1. Дайте определение понятиям: правило, социальные нормы, технические нормы, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, нормы права.
2. Найдите в газетах, журналах, комиксах или в семейных фотоальбомах рисунки и фотографии, позволяющие иллюстрировать какие-либо правила жизни людей в обществе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий