вторник, 25 ноября 2014 г.

9 КЛАСС. ПРАВОВЕДЕНИЕ. УРОК № 5.Тема: Правомерное поведение и правонарушения
Цель: раскрыть понятия «правомерное поведение», «правонарушение», «юридическая ответственность»; научить учащихся пользоваться правовой терминологией, применять полученные знания в повседневной жизни; формировать у учащихся понимание необходимости правомерного поведения и осознание ответственности за противоправное поведение; воспитывать способность осознавать и отстаивать собственную позицию.
Оборудование и материалы:
фотографии, вырезки из журналов или газет, литературные произведения, иллюстрирующие правомерное поведение и правонарушения.
Базовые понятия и термины:
правомерное поведение, правонарушение, преступление, проступок, объект правонарушения, противоправное действие, субъект правонарушения, объективная и субъективная сторона правонарушения, вина, мотив и цель правонарушения.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. Правомерное поведение.
2. Правонарушения.
3. Виды правонарушений.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Самостоятельная работа учащихся
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный этап
 Проверка домашнего задания:
а) учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: закон, подзаконный нормативно-правовой акт, законодательный процесс, кодификация, кодекс, уставы, положения, официальные издания Украины. При этом можно применить метод «Эстафета» (пример применения метода приведен в Приложении 1);
б) учитель собирает для проверки тетради с написанными эссе;
в) учащиеся зачитывают найденные в средствах массовой информации сообщения о принятии нормативно-правовых актов различных видов.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель сообщает учащимся статистические данные относительно правонарушений и преступлений в Украине в течение последних пяти лет. За это время было осуждено свыше 100 тысяч подростков, 328 тысяч поставлено на учет в милиции. На 10 тысяч населения приходится 129 правонарушений и преступлений, среди которых — злостные хулиганства,
ограбления, драки, разбой, убийства. Чтобы остановить дальнейший рост преступности, каждый должен придерживаться поведения, необходимого для поддержания общественного порядка и безопасности. Для этого нужно знать, какое поведение является правомерным, какая ответственность наступает за совершенные правонарушения и преступления и прилагать
максимум усилий для того, чтобы противодействовать им.
III. Изучение нового материала
 Рассказ учителя
1. Правомерное поведение
Не все события в жизни человека подвластны его воле, тем не менее в большинстве случаев он самостоятельно управляет своими поступками, сознательно делает выбор между добром и злом, действует в пределах закона или нарушает его нормы.
Правомерным называют поведение, которое соответствует правовым нормам, является необходимым для обеспечения общественного порядка и безопасности, реализации прав и свобод человека и гражданина. Подавляющее большинство граждан и организаций именно так и действует. Например, правомерным поведением является процесс получения
гражданами высшего образования. Для обеспечения этого процесса государство создает сеть соответствующих учреждений, принимает законы, регулирующие порядок получения высшего образования, устанавливает ответственность за нарушение права на получение образования.
Обязательными признаками правомерного поведения являются: выполнение юридических требований; соблюдение установленных юридическими нормами запретов.
2. Правонарушения
По обыкновению люди добровольно, без принуждения подчиняются закону. Однако поведение участников правоотношений не всегда бывает правомерным, ведь люди иногда нарушают установленные нормы. Таким образом, противоправное поведение является правонарушением. Тем не менее это весьма обобщенное толкование. Чтобы сформулировать более точное определение, необходимо установить основные признаки правонарушения:
1. Это акт поведения людей, активное действие или бездействие (например, непредоставление помощи, невыполнение условий договора и т. п.). Правонарушения не будет, если гибель людей или потеря имущества вызваны какими-либо естественными катаклизмами (наводнение, землетрясение), а не поступками людей.
2. Это действие, запрещенное именно нормами права. Поведение,не соответствующее другим социальным нормам (моральным, корпоративным или общепринятым), не будет правонарушением, если оно не запрещено правом.
3. Это действие, причиняющее вред охраняемым правом общественным отношениям, нарушающее субъективные права их участников. Иначе говоря, это действие общественно опасно. Если поведение нарушает чьи-то права, не охраняемые правовыми нормами, то такое действие также не будет правонарушением.
4. Это виновное действие. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Без этого признака (из-за малолетства, психической болезни или других обстоятельств) действие не будет иметь признаков правонарушения.
5. Это действие лица, способного нести юридическую ответственность (деликтоспособного лица). Например, для того чтобы нести ответственность за совершенное преступление, лицо должно достичь определенного возраста и быть вменяемым.
6. За совершение правонарушения лицо обязано нести юридическую ответственность — претерпевать определенные правом неблагоприятные последствия личного или имущественного характера. Таким образом, правонарушение — это общественно опасное противоправное поведение виновного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.
3. Виды правонарушений
Правонарушения делят на виды в зависимости от степени их общественной опасности. По этому критерию различают преступления и проступки. Преступление — это виновное противоправное действие, нарушающее нормы уголовного права и причиняющее вред наиболее важным общественным отношениям.
Преступления — тягчайший вид правонарушений, поэтому их совершение влечет за собой применение мер уголовного наказания. Поскольку нормы уголовного права охраняют наиболее важные общественные отношения, они выделены в специальную отрасль права. Преступлениями являются, например, грабеж, мошенничество, умышленное убийство.
Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Проступками являются переход улицы в запрещенном месте, повреждение таксофонов, сквернословие в общественных местах и т. п. того чтобы разобраться, совершило лицо определенное противоправное действие или нет, нужно руководствоваться таким понятием, как состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, то нет и самого правонарушения.
Объект правонарушения — это общественные отношения, которым причиняется вред. Объектом правонарушения не являются похищенные вещи, одолженные деньги или поддельные документы. Им всегда выступает нарушенное субъективное право: право владельца на владение имуществом, право кредитора или продавца на получение денег, право государства на осуществление государственного управления и т. п.
Объективную сторону правонарушения составляют элементы противоправного поведения, характеризующие его внешнее проявление. Обязательными признаками объективной стороны правонарушения является само действие, его пагубные последствия и причинная связь между действием и последствиями.
Противоправное действие — это акт поведения человека, выраженный в активном действии или пассивном бездействии. Пагубные последствия — это вред, который причиняется этим действием. Причинная связь между противоправным действием и его пагубными последствиями — это такая связь между явлениями, вследствие которой одно из них (причина) является необходимым условием возникновения другого (последствия). Основное
свойство причинной связи — необходимость наступления конкретных последствий именно в результате соответствующего действия, ведь возможны ситуации, когда есть и противоправное действие, и пагубные последствия, однако причинной связи
между ними нет.
Субъект правонарушения — это лицо, которое его совершило. Таким субъектом может быть только психически здоровый человек, достигший установленного возраста привлечения к ответственности.
Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному действию и его последствиям, указывает на направленность воли правонарушителя. Признаками субъективной стороны является вина, мотив и цель.
Вина — основной признак субъективной стороны правонарушения. Под ней понимают психическое отношение субъекта к собственному действию и его последствиям. При отсутствии вины, то есть без осознания противоправного характера своего поведения и его по-
следствий, не будет и правонарушения.
Различают умышленную и неосторожную вину.
При умышленной вине — лицо осознает противоправный характер своего
действия, предусматривает его пагубные последствия и желает.или сознательно допускает их наступление. (Например, убийство из-за мести, тайное овладение чужим имуществом.)
Неосторожность — характеризуется тем, что лицо предусматривает возможные пагубные последствия своего действия, но легкомысленно рассчитывает, что сможет их предотвратить, или не предусматривает такие последствия, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предусмотреть. (Например, из-за небрежного обращения охотника с заряженным ружьем произошел выстрел, вследствие чего случайно нанесены телесные повреждения постороннему лицу.)
Практический смысл этих понятий состоит прежде всего в различении умысла и неосторожности. Лицо подлежит более суровому наказанию за умышленные правонарушения.
Мотив — это внутренние побуждения, которыми субъект руководствовался при совершении правонарушения.
Цель — это результат, к которому он стремился. Цель и мотив также могут влиять на квалификацию правонарушения.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
 Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какое поведение можно считать правомерным?
2. Что такое правонарушение? Приведите примеры правонарушений, известных вам из фильмов и литературных произведений.
3. Каковы признаки правомерного поведения?
Задание
Человек совершает тот или иной поступок по определенным причинам, толкающим его на это. Определите причины, толкающие людей на совершение правонарушения. (Учащиеся называют причины. Например: материальная необеспеченность, желание прославиться, стремление властвовать над другими, проявление жестокости, стремление к самостоятельности.)
V. Самостоятельная работа учащихся
1. Как объединить «хочу» и «должен» в своем поведении?
2. Как нужно соотносить правовые и моральные нормы в своей жизни?
3. Какова твоя роль в предотвращении правонарушений в школе и вне школы?
4. Где граница между шалостями и преступлением?
VI. Подведение итогов урока
1. Оценивание самостоятельной работы учащихся.
2. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, выбрав один правильный вариант ответа из трех предложенных.Наиболее распространенные причины правонарушений в обществе:
а) социальные;
б) экономические;
в) личного характера.
Правильный ответ: в).
Подводя итог урока, учитель подчеркивает, что правонарушение всегда влечет за собой юридическую ответственность, отрицательно сказывается на дальнейшей судьбе человека.
VII. Домашнее задание
1. Выучить определения терминов «правомерное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «объект правонарушения», «противоправное действие», «субъект правонарушения», «объективная и субъективная стороны правонарушения», «вина», «мотив и цель правонарушения».
2. Какие из указанных действий не являются правонарушениями:
а) учащийся не поздоровался с учительницей на улице;
б) рабочий опоздал на работу;
в) верующий ел мясо во время поста;
г) пассажир не оплатил проезд в транспорте?
Почему одни из этих действий являются правонарушениями, а другие нет?

Комментариев нет:

Отправить комментарий