понедельник, 24 ноября 2014 г.

 9 КЛАСС. ПРАВОВЕДЕНИЕ.УРОК № 4. Тема: Человек и закон
Цель: познакомить учащихся с понятием «закон», с подзаконными нормативно-правовыми актами, их видами;подвести учащихся к пониманию закона как нормативного акта высшей юридической силы; воспитывать у учащихся высокую правовую культуру, убеждение в необходимости соблюдения законов.
Оборудование и материалы:
Конституция Украины; для примера — любые законы и кодексы Украины, подзаконные акты; газета «Відомості Верховної Ради України», газета «Голос України» или «Урядовий кур’єр».
Базовые понятия и термины: закон, подзаконный нормативно-правовой акт, законодательный процесс, кодификация, кодекс, уставы, положения, официальные издания Украины.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. Что такое закон?
2. Подзаконные акты.
3. Законодательный процесс и его стадии.
4. Систематизация нормативных актов.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Самостоятельная работа учащихся
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Задания:
Учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий:
право, нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция, отрасль права, право-
отношения.
б) Учитель задает вопросы:
 -  Какая отрасль права регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
  - Какая отрасль права регулирует вопросы преступности и наказуемости деяний?
  -  Какая отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей?
в) Дайте оценку ситуациям, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни, где применимы нормы конституционного, семейного, жилищного права.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
 «Мозговой штурм»
1. Что такое закон?
2. Какова роль закона в жизни человека?
Ответы и рассуждения учащихся записываются на доске (анализ и подведение итогов проводятся в конце урока).
III. Изучение нового материала
 Рассказ учителя
1. Что такое закон?
Закон — это нормативный акт высшей юридической силы, регулирующий важнейшие общественные отношения. Признаки закона, отличающие этот нормативно-правовой акт от других, таковы: принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом; может быть только нормативным по содержанию; имеет высшую юридическую силу; принимается в особом процедурном порядке;
 всегда является письменным актом, содержащим первичные нормы права по основным вопросам общественной и государственной жизни.Законы регулируют важнейшие вопросы в различных сферах жизни и деятельности людей. Есть законы, определяющие правила купли, продажи, обмена имущества или земельного участка (Гражданский кодекс). В некоторых законах указано, как заключить брак (Семейный кодекс), как устроиться на работу (Кодекс законов о труде), как унаследовать имущество (Гражданский кодекс). Существуют законы, устанавливающие правила в сфере управления (Кодекс Украины об административных правонарушениях). Есть также закон, определяющий, какие поступки являются преступлениями, и устанавливающий виды наказаний за такие действия
(Уголовный кодекс Украины).
Все законы имеют высшую юридическую силу, что означает следующее: никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их; только Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным; все остальные нормативно-правовые акты должны издаваться согласно законам;  в случае коллизий (расхождений, разногласий) между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона.
Закон должен соответствовать воплощенным в праве принципам свободы, справедливости и равенства людей в обществе и быть правовым по существу.
Действие закона обеспечивается несколькими способами. В частности, его: соблюдением. Человек, соблюдая требования закона, не выходит в своем поведении за рамки, определенные законом, не нарушает установленных законом запретов;выполнением. Речь идет о выполнении обязанностей, возложенных законом на то или иное лицо (например, обязанности платить налоги, нести действительную военную службу);осуществлением. Соблюдение и выполнение закона входят в круг обязанностей, возложенных законом на граждан. Мы обязаны соблюдать закон и выполнять его;применением. Реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, другими субъектами правоотношений посредством выполнения предоставленных им законом полномочий.
На основании законов и с целью воплощения в жизнь записанных в них положений создаются нормативно-правовые документы — подзаконные акты.
Подзаконный нормативно-правовой акт — это акт, издаваемый в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных распоряжений и их трактования или установления первичных норм.
Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшей юридической обязательности. Они имеют необходимую юридическую силу. Правда, их юридическая сила не имеет такой же всеобщей обязательности и верховенства, как это присуще законам. Тем не менее подзаконные акты занимают важное место в системе нормативного регулирования, поскольку обеспечивают выполнение законов путем конкретизированного нормативного регулирования всего комплекса общественных отношений. Подзаконные нормативные акты различаются по юридической силе.
Юридическая сила подзаконных нормативных актов зависит от положения органов государства, издающих эти акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов. Акт низшей государственной инстанции должен находиться не только «под законом», но и «под» нормативными актами всех высших государственных органов, которым он призван соответствовать. Например, акты Министерства образования и науки Украины должны соответствовать не только Закону об образовании, но и нормативным документам Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов Украины.
В зависимости от субъектов, издавших их, различают следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:
 -  Президента Украины;
 -  Кабинета Министров Украины;
 -  Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики
Крым;
 -  министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом;
 -  местных государственных администраций;
 - органов местного самоуправления;
 -  отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
  - руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах, другие подзаконные нормативные акты.
Основным Законом Украины является Конституция Украины. Этот нормативно-правовой документ имеет наивысшую юридическую силу. Кроме нормативно-правовых, существуют индивидуально-правовые акты.
Индивидуально-правовые акты — документы, изданные на основании определенных нормативно-правовых актов с целью решения конкретного дела (увольнение, награждение, повышение по службе, помилование и т. д.). Они не имеют общеобязательного характера и рассчитаны на одноразовое применение.
3. Законодательный процесс и его стадии
В нашем государстве право принимать законы имеет только парламент — Верховная Рада Украины, хотя разрабатывают законы различные органы государственной власти: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины. Законы могут приниматься на референдуме (путем всенародного голосования).
Законодательный процесс — это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий: самостоятельных, логически завершенных этапов и организационно-технических действий.
Рассмотрим стадии законодательного процесса более подробно:
1. Предпроектная стадия — законодательная инициатива, то есть внесение проекта закона на рассмотрение в законодательный орган, которое осуществляется в официальном порядке определенными органами и лицами. Проекты законов вносятся вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости разработки или принятия закона.
2. Проектная стадия предусматривает выполнение следующих работ:принятие решения о подготовке законопроекта, включение соответствующего предложения в план законодательных работ;предоставление полномочий на разработку законопроекта тем или
иным органам; разработку законопроекта и его предварительную экспертизу; внесение законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению;
 обсуждение законопроекта и его согласование.
3. Стадия принятия закона — это голосование о принятии закона и соответствующего постановления о введении закона в силу.
4. Заверительная стадия — санкционирование (подписание) закона главой государства в установленные конституцией сроки.
5. Информационная стадия:
 Промульгация закона — не только подписание закона главой государства, но и издание специального акта-распоряжения об официальном опубликовании закона. Это осуществляется, как правило, актом главы государства — указом, приказом и т. п.;
  включение закона в единый государственный реестр нормативных актов, где указывается его регистрационный код; опубликование закона в официальных изданиях. Согласно общему правилу, законы вступают в силу через 10 дней с момента опубликования, а остальные акты начинают действовать с момента опубликования. Однако возможны и другие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов. Так, срок может устанавливаться в самом нормативном акте. Если нормативный акт не публикуется, он вступает в силу с момента его получения исполнителем. Нормативно-правовые акты теряют силу по истечении срока, в продолжение которого предполагалось его действие, вследствие прямой отмены или фактической отмены другим актом.
4. Систематизация нормативных актов
Нормативных актов очень много, поэтому они требуют систематизации. Систематизация нормативных актов — это деятельность по их упорядочению и усовершенствованию, приведению к определенной внутренней согласованности путем создания новых документов или сборников. Основные виды систематизации актов — кодификация и инкорпорация. Инкорпорация — вид систематизации нормативных актов, заключающийся в объединении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания. Критерии систематизации в этом случае следующие: хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений, тематика научного исследования и т. п. Кодификация — вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, который заключается в их содержательной переработке (устранении расхождений и разногласий, отмене устаревших норм) и создании сводного нормативного акта. Разновидностями кодифицированных актов являются кодекс, устав, положение.

Официальные издания Украины
Нормативный акт как источник права имеет свои преимущества и недостатки. Однако регулировать общественные отношения удобнее с помощью писаного права. Учитывая это, официальные документы, издаваемые государством, являются основным или одним из основных источников права практически во всех правовых системах мира. Законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, постановления Верховного Суда и Конституционного Суда Украины, решение органов местного самоуправления, другие нормативно-правовые акты публикуются в официальных изданиях (ведомостях, бюллетенях, сборниках, информационных листках и т. п.) и печатных средствах массовой информации соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Приведем названия некоторых из этих изданий.
Бюллетени, периодические издания
 -  Ведомости Верховной Рады Украины — еженедельный нормативный бюллетень на украинском и русском языках. Учредитель — Верховная Рада Украины.
 - Официальный вестник Украины — еженедельный сборник актов законодательства, внесенных в Единый государственный реестр. Учредители — Министерство юстиции Украины, Главное государственное объединение правовой информации и пропаганды право-
вых знаний Министерства юстиции Украины «Официальный вестник Украины».
 -  Вестник Конституционного Суда Украины — общегосударственное периодическое издание. Выходит шесть раз в год. Учредитель — Конституционный Суд Украины. Вестник Верховного Суда Украины — общегосударственное периодическое издание. Выходит четыре раза в год.
Газеты
 -  Голос Украины — газета Верховной Рады Украины. Учредитель —Верховная Рада Украины. Периодичность выхода — 5 раз в неделю (кроме воскресенья и понедельника).
 Правительственный курьер — газета органов государственной исполнительной власти Украины. Учредитель — Кабинет Министров Украины. Газета выходит 3 раза в неделю.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
 Вопросы для повторения и обсуждения
1. Что такое закон?
2. Что регулируют законы?
3. Кто разрабатывает законы?
4. Кто имеет право принимать законы?
5. Что такое подзаконный акт?
6. На основании чего создаются подзаконные акты?
7. В каких случаях подзаконные акты могут противоречить законам?
8. Где публикуются законы?
Задание
Учитель предлагает учащимся, изучив приведенный на доске перечень нормативно-правовых актов, выполнить следующие задания: расположить приведенные документы в соответствии с уровнем их юридической силы; выделить индивидуальные и нормативные акты.Ориентировочный перечень индивидуально-правовых и нормативно-правовых актов: Закон Украины «О собственности», Конституция Украины, Закон Украины «О внесении изменений в статью 98 Конституции Украины», Приказ Министерства образования и науки Украины «О реорганизации Киевского института физической культуры в Академию физкультуры и спорта Украины», Приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении правил использования железнодорожной дороги», Распоряжение Главы Харьковской областной госадминистрации «О порядке празднования Дня Независимости Украины», Уголовный кодекс Украины.
V. Самостоятельная работа учащихся
1. Прочитайте высказывание и выберите понятие, о котором в нем идет речь: «Правило, являющееся обязательным для всех. Его принимает и охраняет государство».
а) Закон;
б) указ;
в) распоряжение.
2. Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь слово «закон», а вокруг него — связанные с ним понятия (см. Приложение № 1 — упражнение «Паутинка»).
VI. Подведение итогов урока
1. Учитель предлагает учащимся прочитать на доске все рассуждения о понятии «закон». Имеет ли каждое из них все признаки, отличающие данный нормативно-правовой акт от других? Учащиеся самостоятельно делают сравнительный анализ определений, записанных на доске, и материала, изученного на уроке. Какие из определений не соответствуют понятию
«закон»? Почему?
2. Учитель подводит итог работы учащихся, оценивает их активность, подчеркивает необходимость знания законодательства Украины.
VII. Домашнее задание
1. Напишите сочинение-эссе  на тему: «Роль закона в жизни человека».
3. Найдите в средствах массовой информации несколько сообщений о принятии разных видов нормативно-правовых актов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий