среда, 26 ноября 2014 г.

9 КЛАСС. ПРАВОВЕДЕНИЕ. УРОК № 6.
Тема: Юридическая ответственность
Цель: раскрыть содержание понятий «юридическая ответственность», «крайняя необходимость», «необходимаяоборона»; ознакомить учащихся с видами юридической ответственности и конституционными принципами юридической ответственности; научить определять наличие оснований для привлечения к юридической ответственности, анализировать события общественной жизни с точки зрения права; воспитывать уважительное отношение к законам и законности.
Оборудование и материалы: Конституция Украины, Уголовный кодекс Украины,
Административный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины.
Базовые понятия и термины: юридическая ответственность, виды юридической ответственности.

Тип урока: комбинированный.
Структура урока
І. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. Что такое юридическая ответственность?
2. Виды и принципы юридической ответственности.
3. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Самостоятельная работа учащихся
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный этап
Проверка домашнего задания:
а) учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: правомерное поведение, правонарушение, преступление, проступки, объект правонарушения, противоправное действие, субъект правонарушения, объективная и субъективная стороны правонарушения, вина, мотив и цель правонарушения. Учащиеся приводят примеры относительно каждого из этих понятий.
б) учитель зачитывает выдержки из лучших эссе по теме «Роль закона в жизни человека».
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель рассказывает о том, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно: в любых жизненных ситуациях человек должен согласовывать свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он действует ответственно. В свою очередь, общество постоянно контролирует деятельность человека, адекватно реагируя на различные варианты его поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность можно охарактеризовать как общественные отношения между человеком и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ответственности в обществе обеспечиваются организованность и порядок. Одним из средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность.
III. Изучение нового материала
 Рассказ учителя
1. Что такое юридическая ответственность?
Юридическая ответственность — это юридическая обязанность правонарушителя претерпевать принудительное лишение определенных социальных благ или ценностей (материальных, духовных или личных), принадлежавших ему до факта правонарушения.
Появлению юридической ответственности предшествует неправомерное поведение. В ней находят отражение отрицательное отношение государства к правонарушению и к совершившему его человеку.
Юридическая ответственность проявляется в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя (штраф за безбилетный проезд в пригородной электричке, возмещение убытка виновником автоаварии, выговор студенту, пропустившему занятие, и т. д.). Право применятьте или иные меры влияния предоставлено государственным органам (иногда и негосударственным) и должностным лицам. Но поскольку у одного есть право подвергнуть наказанию, то у другого появляется обязанностьпринять это наказание. Именно в этой обязанности и заключается суть юридической ответственности.
2. Виды и принципы юридической ответственности
Любое отступление от общепринятых норм в обществе подвергается явному или скрытому осуждению. Лицо, совершившее аморальный поступок, осуждается людьми. Любое правонарушение предусматривает определенную юридическую ответственность.
В зависимости от видов правонарушений различают виды юридической ответственности:
 уголовная ответственность — заключается в применении наказания к виновному в совершении преступления лицу; административная ответственность — заключается в наложе-
нии административных взысканий (штрафы, лишение специальных прав, предупреждение и прочие) на виновных лиц, нарушивших правила, действующие в сфере государственного управления; гражданско-правовая ответственность — заключается в наложении гражданско-правовых взысканий (неустойка, штраф, пеня, возмещение ущерба) на виновное лицо за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, или за нанесение внедоговорного
имущественного ущерба, а также за нарушение некоторых личных прав (честь, достоинство, деловая репутация); дисциплинарная ответственность — осуществляется в форме наложения администрацией предприятий, организаций дисциплинарных взысканий за нарушение дисциплины. Различают следующие виды дисциплинарной ответственности: трудовая, военная, служебная, учебная и прочие. материальная ответственность — разновидность юридической ответственности работника за имущественный (материальный) ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации; конституционная ответственность — особый вид юридической ответственности, наступающей за совершение конституционного
правонарушения.
Можно сказать, что юридическая ответственность представляет собой адекватный «ответ» государства на нарушение норм права и основывается на следующих принципах:
 ответственность виновного лица за действие, а не за проявление
намерения; законность, неотвратимость, целесообразность и справедливость наложения юридической ответственности; гуманность и своевременность юридической ответственности.
3. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
Совершивший преступление несовершеннолетний (лицо, не достигшее 18 лет) будет нести за свое действие уголовную ответственность с 16 лет. За некоторые преступления (убийство, изнасилование) предусмотрена ответственность с 14 лет.
К ребенку, совершившему преступление в возрасте от 11 до 14 лет, не могут быть применены уголовные наказания. Родители такого ребенка будут платить штраф в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (его размер на сегодня составляет 17 гривень).
В случае совершения несовершеннолетним административного проступка, он будет нести ответственность с 16 лет (например, за нарушение правил дорожного движения, за оскорбление прохожих, за нарушение общественного порядка и покоя).
Если несовершеннолетним совершено гражданское правонарушение (например, нанесение имущественного ущерба другому человеку), то обязанность возместить убытки наступает с 14 лет, при условии, что виновный имеет собственное имущество или заработок. При отсутствии собственного имущества или заработка убытки должны возместить его родители. На родителей возлагается такая обязанность и до исполнения ребенку 14 лет. Далее учитель предлагает учащимся по методу «Отрицательная ролевая игра» разыграть одну из предложенных учащимися ситуаций, в которых несовершеннолетние несут юридическую ответственность; после этого, используя этот же метод, учащиеся «переигрывают» сначала всю игру, соблюдая все необходимые правила.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какие существуют виды юридической ответственности?
2. Каковы цели и принципы юридической ответственности?
3. Какова цель юридической ответственности?
V. Самостоятельная работа учащихся
 Определите, настанет ли ответственность в приведенных ситуациях:
 2 октября 2007 года гражданин К. совершил кражу на сумму 90 грн и 12 октября того же года был задержан. 1 ноября 2007 года вступил в силу закон, согласно которому кража на сумму до 500 грн не является уголовным преступлением, а влечет за собой только административную ответственность. (Ответ: гражданин не будет привлечен к уголовной ответственности, так как закон, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу.)
 Владелец мотоцикла отказался предоставить его для того, чтобы отвезти в больницу человека, попавшего в аварию. Юноши отобрали мотоцикл силой, но возвратили его владельцу в тот же день. (Ответ: юноши не будут привлечены к уголовной или административной ответственности, поскольку они действовали в условиях крайней необходимости.)
VI. Подведение итогов урока
1. Учитель оценивает самостоятельную работу учащихся.
2. Учащиеся самостоятельно подводят итог урока, используя новые знания, которые они получили на уроке, демонстрируют понимание смысла юридической ответственности, приводят примеры относительно юридической ответственности несовершеннолетних.
VII. Домашнее задание
1. Определить и записать в таблицу виды юридической ответственности, наступающей в предложенных ситуациях:

Комментариев нет:

Отправить комментарий